Крестный Отец

berezovsky

Как я вспомню Бориса Абрамовича? Если честно, то мне лично тяжело прийти к окончательному мнению по отношению к нему. 90-е годы я прожил в Москве, но не мог осознавать ситуацию в силу своего возраста. Довольно много слышал от своих родных о недостатках того времени, боях бандитов и о масштабном мародерстве страны. Но эти годы сейчас настолько демонизированны и закрыты для всякого зрелого обсуждения каких-либо их возможных достижений, что я предпочитаю сомневаться в общепризнанном истолковании тех лет. Стоит лишь посмотреть, насколько ключевыми они были для конструкции современной России, которую вряд ли демонизируют в той же степени. По-моему, сегодняшний беспредел – это лишь логичное продолжение той ужасающей действительности и фактически не отличается от нее. Возможно, я ошибаюсь – я просто не в состоянии судить об этом периоде и легко в этом признаюсь. Но я обязываю себя расмотреть его объективно, даже в отсутствии многих подобных знаний.

Я впервые услышал о Березовском 1-го января 2000 в терминале мюнхенского аэропорта. Именно тогда я сознательно (поскольку сейчас помню) прочитал свою первую газетную статью, содержащую некое политическое значение – сообщение «Интернэшнл геральд трибюн» об отставке Ельцина и назначении какого-то Путина. Где-то в этой коронации была упомянута роль теневой фигуры Березовского, пока мне неизвестной. Прошло вторжение в Чечню, президентские выборы и потопление Курска… и он убежал в Лондон. И вплоть до гибели в прошлую субботу, Березовский якобы был перевоплощен в покровителя русской демократии. Касательно этой последней его роли, среди всего того, что я прочитал и просмотрел о нем за последние дни, когда-то точнее всех выразилась Новодворская.

Я не намерен высказать огромное сочувствие имени Березовского. Он сомнительным способом сильно обогатился, жертвуя миллионами, залез в государственную машину и повлиял на нее, как немногие другие. Именно благодаря ему получили в наследство сегодняшнюю власть. Затем покинул страну и продолжал наслаждатся своим состоянием, избежав ответственности за свои поступки.

Единственное, что я могу сказать, это то, что ушел со света человек. Наверное федеральные каналы и кое-кто в Кремле радуются падению “злоя гения,” но хотелось бы посомневаться во всяческих представлениях о дьяволе или предателе родины, скрывшимся за рубеж, которое привычно возникает на протяжении нашей истории. Бывало, что эта вражда принимала более тревожные формы в общественности. На лекции в Ярославле в прошлом году о черте оседлости, на вопрос преподавателя “почему евреев преследовали,” один из якобы умнейших присутсвующих студентов прямо ответил: “Березовский.” Есть человек и его семья, и несмотря на его жизненные заслуги и обстоятельства его смерти, надо действовать аккуратно.

Возможно, для нас Березовский явился выдающимся и самым запоминившимся лицом 90-х. Но считать, что его гибель ставит точку в главе этих мрачных лет – совсем ошибочный подход. Общество наше осталось одним из менее справедливых и равных мира, его политические структуры и экономические запасы все еще управляемые крохотной мафиозной группировкой, сплывшей с тех лет. В это Березовский внес некий вклад, как и другие. Был ли он большим злодеем, чем сегодняшние и тогдашние бандиты – мне неясно. Только когда рухнет теперешняя власть, установлена им, и являющаяся, по-моему, наиболее очевидным из его достижений, я смогу предъявить справедливое мнение о крестном отце современной России.

Leave a Reply

